На главную

Модная катастрофа Спасаем планету от быстрой моды

8 минут

Модная катастрофа: Спасаем планету от быстрой моды

По статистике, почти 50% людей снимают стресс с помощью бесцельного шопинга – и такая любовь к безделушкам и моде уничтожает планету. Разбираемся, что же с этим делать.

Почему шопиться так приятно?

Мы унаследовали эту черту от своих предков: первобытный человек осознавал, что если он находил что-то, необходимое для его выживания, и не брал, то он мог потерять это навсегда. Импульсивная покупка вещей успокаивает нас и дарит чувство безопасности, хотя мы уже давно не в каменном веке и можем позволить себе не тащить каждую блестящую штучку в свою пещеру.

Именно на этой доисторической жадности наживаются многие производители: без новой сумочки или последней модели кроссовок мы можем выжить, но покупка так заманчива, что нам кажется иначе. На этом принципе строится так называемая быстрая мода.

Быструю моду продвигают магазины одежды, которые производят быстро изнашиваемые, легко заменимые вещи. Такие магазины меняют весь свой ассортимент каждые две недели. Но что если поинтересоваться, откуда берется и куда девается вся непроданная и ненужная одежда?

Не такая дешевая мода

По данным ООН, на изготовление недолговечной одежды тратится 20% всей питьевой воды, оно становится причиной сброса 500 тонн синтетических микроволокон и пластика в Мировой океан (микроскопическим частицам синтетики нужны столетия, чтобы разложиться). Семьсот галлонов воды (почти три тысячи литров) используется в среднем при создании материала для одной футболки. Всего ежегодно 93 миллиарда кубометров воды тратится на изготовление одежды – этой воды хватило бы, чтобы напоить пять миллионов человек!

Именно фешен-корпорации виноваты в одной десятой части ежегодных выделений углекислого газа.

Индустрия моды становится своего рода империей зла, если смотреть, как она воздействует на окружающую среду – она является вторым самым большим загрязнителем.

Личный выбор vs общая ответственность

Парадоксально по отношению ко всему сказанному, но мы все же можем изменить ситуацию, если не будем сидеть сложа руки. Многие большие корпорации начинают реагировать на требования своих клиентов, когда дело доходит до экологии. Например, Garnier, бренд по производству уходовых средств, недавно официально обещал, что к 2025 году вся его продукция будет производиться из вторичного пластика. В том же заявлении они объяснили, что делают это потому, что их потребителям важна экология. На них надавила общественность, и они изменились. В быстрой моде так же. Мы – общественность, мы можем надавить.

Эти бизнесы, как и другие индустрии, вредящие экологии, существуют, потому что у них есть стабильная клиентская база. Чем меньше покупателей будет у вредных производств и больше у экологичных, тем сильнее будет меняться рынок, а вред для окружающей среды – снижаться.

Универсальный ключ к снижению вреда

Не можешь полностью отменить вредное воздействие – снижай вред, говорит концепция снижения вреда. И универсальный ключ снижения вреда для экологии – это метод 3R, который расшифровывается как Reduce, Reuse, Recycle. Лучше шопиться там, где одежда производится с минимальным вредом, где одежду перепродают или где ее делают из переработанного материала. Все магазины этой категории обобщенно называют экомагазинами.

Экомагазины – главные противники магазинов быстрой моды. Если мы будем покупать одежду исключительно (или хотя бы преимущественно) в экомагазинах, то мы убьем двух зайцев одним выстрелом: и финансово поддержим экологические практики, и не добавим копейку большим ретейлерам. Давайте посмотрим на алматинские примеры использования 3R.

Reduce: минимальный вред экологии

Первая R – Reduce (уменьшение) – говорит: товары должны производиться из расчета минимального ущерба. Это могут быть ткани, на производство которых затрачивается минимум ресурсов, или ткани из пластика и других переработанных материалов. Например, если одежду производят из пищевого пластика, все начинается со сдачи игрушек, бутылок и пакетов в переработку. Потом этот пластик сортируется по цветам, проходит очистку, его расщепляют и превращают в другой материал, из которого и можно шить одежду.

Такие магазины есть в Казахстане, и один из ярких примеров – экологический бренд Pieper («Пайпер»), специализирующийся на изготовлении одежды из переработанного пластика. Одежду эту делают из так называемой вторичной гранулы (полиэстера, который получается после сплавления одноцветного пластика). Pieper производит футболки, сумки и аксессуары.

Другой магазин с похожей концепцией, Ecostyle_musse, производит многоразовые сумки из вторичного материала. Есть варианты в разных цветах с авторским дизайном.

Некоторые онлайн-магазины также делают свои продукты из переработанного пластика. Одним из таких является ASOS, который утверждает, что до 65% их одежды и сумок сделаны из переработанного материала. Коробки, в которых они доставляют продукт, тоже сделаны из переработанных материалов.

Re-use – новый хит сезона

Вторая R – Reuse (вторичное использование) в мире моды – это магазины секонд-хенд. Reuse подразумевает под собой вторую жизнь старых вещей. С английского секонд-хенд буквально переводится как «вторые руки».

Существуют как весовые магазины «второй жизни» вещей, так и нишевые и модные «селективные» секонды, где люди находят редкие брендовые вещи.

Sandyq Store позиционирует себя как винтажный секонд-хенд, и там можно приобрести как яркую кислотную кофту в стиле 80-х, так и сумочку от гиганта моды вроде Burberry. Сотрудники секонда отбирают вещи, чистят, чинят их и готовят к повторному использованию покупателями.

Другой хороший пример – Asay Jurek, кафе и селективный магазин, где можно найти редкие коллекции Dior, украшения из золота и серебра 20-х годов прошлого столетия и многое другое.

Есть и недорогие секонды, где что-то интересное можно найти самостоятельно, на это потребуется больше времени, но можно раздобыть что-то уникальное по смешной цене.

Например, в магазине «Свободный стиль», филиалы которого есть в Алматы и Нур-Султане, можно купить качественную одежду, а также сдать свои ненужные вещи.

Комиссионный магазин «На Сайране» находится на Утеген батыра, 114, и продает одежду на вес, а магазин «МЕГА ХЭНД» работает напрямую с крупнейшими сортировочными базами Европы и поэтому может предоставить большой выбор одежды. Они полностью обновляют ассортимент каждые две недели, но тут одежду не выкидывают и не производят заново: ее просто перенаправляют в другой пункт в другом городе или стране.

Recycle – этика от корпораций

Третья R – Recycle (переработка) – это требование перерабатывать ресурсы. В контексте одежды это может быть как создание одежды из переработанного пластика, так и возвращение одежды производителю или другому бренду для повторного использования и переработки. Из ненужной одежды могут шить экосумки или другие вещи.

Бренды преимущественно делают одежду из первичных материалов, но многие из них начали принимать одежду на переработку и производят часть новой партии из старых материалов. Одним из таких брендов является H&M, международная фешен-франшиза. Взамен старой одежды даются скидки на покупку новой одежды. Levi’s, бренд джинсовых брюк и курток, также недавно начал принимать вещи на переработку.

Конечно, одной покупкой «этичной» продукции остановить быструю моду и массовое производство ненужных вещей не получится. Но выбор потребителя влияет на рынок и тренды ретейлеров, а значит, может заставить их поменять свою экологическую политику. Эксперты утверждают, что со временем избавление от быстрой моды сократит количество микропластика в океане на 25–35%, и такие наши действия сегодня позволяют потихоньку снижать вред для планеты – пусть и не прямо сейчас.

Читайте также