• Главная
  • Исследования
  • «Соль, сахар и жир. Как пищевые гиганты посадили нас на иглу»: что мы узнали из книги
«Соль, сахар и жир. Как пищевые гиганты посадили нас на иглу»: что мы узнали из книги: Исследование, способное повлиять на пищевое поведение человека больше, чем все ЗОЖ-статьи и курсы правильного питания

«Соль, сахар и жир. Как пищевые гиганты посадили нас на иглу»: что мы узнали из книги Исследование, способное повлиять на пищевое поведение человека больше, чем все ЗОЖ-статьи и курсы правильного питания

В чем у людей и плодовых мушек совпадают вкусы, почему по силе воздействия на нас сахар – метамфетамин, а жир – опиат и как преодолеть искушение супермаркетом – об этом и не только в бестселлере американского журналиста и писателя Майкла Мосса.


Сегодня пищевое изобилие преследует человека повсюду, а навязчивее всего нам рекламируют именно то, что должно понравиться любому. Из-за недостатка знаний современный человек зачастую выбирает неправильные продукты, ест импульсивно и в избытке. В своей книге Майкл Мосс подробно освещает теневую сторону современной пищевой промышленности, показывая, как мировые лидеры готовой пищевой продукции пользуются пробелами в знаниях потребителя.

Но книга не про теорию заговора, а про науку, медицину и психологию. Напичканная информацией, как Oreo сахаром, эта книга изобилует научными исследованиями, сводками и снимками мозга, реагирующего на любимые вкусы на нейронном уровне.

Хотя сюжет и начинает раскручиваться с таинственного совещания «заговорщиков» – глав гигантских пищевых корпораций, обеспокоенных проблемой ожирения, беспокойство это узконаправленное.

«Мы не собираемся отказываться от наших корпоративных ценностей и менять состав продуктов только потому, что кучка ребят в белых халатах обеспокоена ожирением».

Главные герои книги – хорошо известные всем корпорации Coca-Cola, Frito-Lay, Nestle, Kraft и многие другие. А также их медицинские исследования и эксперименты, маркетинговые приемы и психологические ловушки, которые направлены на поиски «точки блаженства» – идеального сочетания сахара, соли и жира, доводящего потребителя до экстаза и наталкивающего на мысль покупать все больше «пустых» и вредных продуктов. 

Как заставить крыс есть в три раза больше? Обработать сахар так, чтобы он был в 200 раз слаще обычного. А теперь посмотрим, сработает ли это на людях. Как связать ощущение счастья со сладкими напитками? Подключить эмоции, поиграть на семейных традициях, например, похода на футбольный матч. Как сделать так, чтобы вредные ингредиенты полуфабрикатов перестали иметь значение? Сказать женщинам о свободе. 

«Очисть рыбу от чешуи. Отдели мясо от костей. Масса отвратительных действий, прежде чем домохозяйка сможет обжечь пальцы в горячем жире или кухня наполнится облаками пахнущего рыбой дыма. А что говорится на упаковке с замороженными рыбными палочками? «Разогрей и подавай на стол».

Казалось бы, основная идея, вынесенная в название книги, не нова: каждый с детства знает, что соль – это белый яд, а сахар – яд сладкий. Но то, в каких количествах и каких хитрых формах все это без нашего ведома попадает в нашу жизнь, окажется новостью для читателя.

«Каждый продукт содержит какой-нибудь подслащенный ингредиент, который не должен быть подслащен. Пшеничный хлеб с медом, медовая горчица. Продукты, которые ассоциировались с отсутствием сахара или даже горечью, теперь стали слаще. Сегодня несладкие продукты не нужны никому».

На помощь гигантам пищепрома приходят химия, медицина, маркетинг, психология, а еще магия супермаркетов.

«В супермаркетах нет ничего случайного. Все размещено с конкретными целями. Поэтому, возможно, стоит думать о супермаркете как о поле боя, заминированном и опасном для жизни».

В книге вы не найдете советов по правильному питанию или каких-то особых страшилок вроде «будете есть чипсы, мучительно умрете молодым и не факт, что красивым». «Соль, сахар и жир» – это качественное исследование, изложение довольно сухих фактов на заданную тему. Автор, который готовился к изданию книги на протяжении трех лет, собирая материал по крупицам, практически не высказывает своего мнения об уловках корпораций, лишь фиксирует их.

Что остается обычному человеку, небезразличному к своему здоровью и заинтересованному темой питания? Прочесть, понять, какой урон наносится здоровью неграмотным потреблением пищи, сделать выводы и чаще изучать то, что написано на этикетках. Побочный эффект от чтения – стойкое желание отказываться от очередного кусочка шоколадки. 

 

Прочла и сделала выводы Юлия Колмогорова

Фото из открытых источников

Читайте также